24.10.2024 09:17
Аналитика.
Просмотров всего: 3960; сегодня: 3.

Архивная находка

Архивная находка

Архивные открытия совершаются порой неожиданно. Предугадать, где и какие документы могли отложиться в архивных делах, особенно за период Гражданской войны 1918–1922 гг. невозможно. Примером служит удивительная находка документа, связанного с биографией известного режиссера, одного из пионеров отечественной кукольной мультипликации Владислава Александровича Старевича.

В.А. Старевич родился 8 августа (27 июля по старому стилю) 1882 г. в Москве. Его отец происходил из польской мелкопоместной шляхты Ковенского уезда. Детство провел у родственников в литовском городе Ковно. С ранних лет Владислав проявлял интерес к творчеству, а в школьные годы увлекся фотографией и энтомологией. По окончании учебы Старевич устроился на работу в местный краеведческий музей, где прежние увлечения получили новое направление – он начал снимать образовательные фильмы на энтомологические темы, в которых главными героями были насекомые.

В 1909 г. Владислав Александрович переехал в Москву, познакомился с российским кинодеятелем А.А. Ханжонковым и вскоре начал снимать для его кинокомпании кукольные фильмы. Одним из популярных фильмов той поры стала короткометражка «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», получившая известность и в России, и за рубежом. Кукольные насекомые – жуки, стрекозы, муравьи – стали узнаваемы во многих последующих фильмах Старевича, вошедших в золотой фонд мирового кинематографа. Одновременно с мультипликацией режиссер пробовал снимать и игровые ленты, в некоторых совмещал анимацию с актерской игрой.

Во время Первой мировой войны В.А. Старевич поставил несколько агитационных фильмов по заказу Скобелевского комитета. Период после Февральской и особенно после Октябрьской революций 1917 г. был для Владислава Александровича сложным. Оказавшись безработным, он решил покинуть Москву и перебраться в Ялту, где располагался филиал кинофирмы А.А. Ханжонкова. Об этом эпизоде жизни В.А. Старевича известно немного. «Я ехал с женой и двумя детьми почти два месяца, продвигаясь вперед по мере того, как продвигался красный фронт», – вспоминал позднее Старевич. Он утверждал, что ехал на поезде вместе с солдатами Красной армии, которые проявили заботу о всей его семье.

Скупые воспоминания режиссера дополняет сохранившийся в Российском государственном военном архиве (РГВА) документ. 18 января 1919 г. Всероссийское бюро военных комиссаров (Всебюрвоенком) заключило договор с В.А. Старевичем (по неизвестной причине в договоре он именовался Владимиром, а не Владиславом). Согласно ему Старевич поступал на службу в концертную труппу для поездки на фронт в качестве кинооператора. По времени поездка должна была продлиться месяц – с 15 января по 15 февраля 1919 г., причем в случае необходимости Всебюрвоенком мог ее продлить еще на месяц. Условия работы Старевича в труппе предусматривали проведение не менее 5 концертов в месяц и получение 7% чистого сбора с каждого из них. Кроме того, Всебюрвоенком оплачивал Старевичу все переезды «в делегатском вагоне», помещение и передвижение на вокзалы и в концертные залы, получение полного красноармейского пайка «на общем основании». Таким образом, благополучный по меркам Гражданской войны переезд В.А. Старевича с семьей в Ялту стал возможен благодаря официальной работе, предоставленной военными органами новой советской власти.

Попав в Крым, Владислав Александровичем поставил ряд игровых фильмов, но вскоре, возможно, из-за постоянно менявшейся боевой обстановки, эмигрировал. Переехав во Францию с семьей и осев в Фонтене-су-Буа, Старевич продолжил снимать мультипликационные фильмы. Некоторые из его работ той поры (экранизация басни Ж. Лафонтена «Как лягушки выпросили себе короля», «Рейнеке-Лис») были удостоены кинематографических наград и премий. Однако после Второй мировой войны, когда популярность Старевича пошла на убыль, а доходы от постановок фильмов снизились, режиссер стал снимать рекламные ролики.

Скончался Владислав Александрович 26 февраля 1965 г. в Фонтене-су-Буа. О своей кратковременной работе в Красной армии, судя по имеющимся сейчас доступным источникам, он предпочитал не упоминать.

Автор: К.А. Абрамян, к.и.н., Российский государственный военный архив (РГВА)


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Архивная находка

Договор Всероссийского бюро военных комиссаров (Всебюрвоенком) с кинооператором В.А. Старевичем о поступлении на службу в концертную фронтовую труппу. 18 января 1919 г. РГВА
Договор Всероссийского бюро военных комиссаров (Всебюрвоенком) с кинооператором В.А. Старевичем о поступлении на службу в концертную фронтовую труппу. 18 января 1919 г. РГВА

В.А. Старевич с персонажами своих кукольных фильмов. 1923 г. Париж. Фотография из книги «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию: Сборник» / С. Дединский. М., 2021
В.А. Старевич с персонажами своих кукольных фильмов. 1923 г. Париж. Фотография из книги «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию: Сборник» / С. Дединский. М., 2021

В.А. Старевич с дочерью Яниной в домашней киностудии. 1926 г. Париж. Фотография из книги «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию: Сборник» / С. Дединский. М., 2021
В.А. Старевич с дочерью Яниной в домашней киностудии. 1926 г. Париж. Фотография из книги «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию: Сборник» / С. Дединский. М., 2021


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11360 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9503
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...